политика

Динамика поддержки партий русскими избирателями в Латвии на выборах в Европарламент 2004-2019

VRudnev

25 мая 2019 года в Латвии прошли очередные выборы в Европарламент. Результаты подсчитаны. Давайте разберёмся в том, что же изменилось на русском политическом фланге с прошлых выборов в ЕП, постараемся понять динамику.

Ниже я сравниваю результаты выборов в Европарламент 2004, 2009, 2014 и 2019 года. Кроме того, я не рассматриваю партии, популярные среди латышского населения, а лишь те, которые вызывают интерес и за которые сегодня голосуют русские граждане — это Согласие и ЗАПЧЕЛ/РСЛ.

Главное: от Согласия в Европарламент попали двое — Нил Ушаков и Андрис Америкс, а от РСЛ — Татьяна Жданок. Но кроме сухих итогов, не менее интересна игра цифр, статистика.

Официальные результаты.

Начнем с явки, которая показывает общую активность населения на рассматриваемых нами выборах.

Итак, явка в 2019 году составила 474’390 человек, или 33,53% от имевших право принять участие в выборах. Таким образом, грубо говоря, миллион граждан проигнорировали эти выборы. По сравнению с выборами 2014 года, на выборы 2019 года пришло на 30’588 человек больше (+7%).

Далее рассмотрим динамику поддержки партий Согласие и ЗАПЧЕЛ/РСЛ за последние четыре избирательных цикла:

Снова, как и после прошедших осенью 2018 года выборов в Сейм, партия РСЛ декламирует рост поддержки сторонников. Цифры нам подтверждают, что за список РСЛ в 2019 году проголосовало на 1’243 человека больше, если в процентах, то рост составил 4% к результатам 2014 года. Стоит ли такая прибавка тех пафосных заявлений, что мы слышим от руководства партии? На мой взгляд нет, не стоит. Тем более, что если сравнивать результаты в процентах, то поддержка партии упала с 6,38% в 2014 году, до 6,24% в 2019. Кроме того, в тех самых процентах результаты партии падают третий избирательный цикл подряд: 10,66%, 9,66%, 6,38%, 6,24%.

Давайте сравним с данными по Согласию, от которых громких заявлений по итогу выборов я не слышал. Прибавка к голосам в 2019 году составила 24’741 человек (+43% к 2014 году). Понятно, что рост стал возможным во многом благодаря участию в кампании Нила Ушакова, но цифры есть цифры. Результатом стало прохождение двух кандидатов от списка, в замен одного на прошлых выборах. Сегодня мы не говорим о качестве новых евродепутатов, это отдельная история.

Интересное наблюдение — общий прирост явки, как показано ранее, составил 30’588 человек, из которых РСЛ и Согласие привлекли 25’984 человека (85%).

В следующей таблице я свел данные об уровне симпатии к кандидатам внутри списков, так называемые «плюсы» и «минусы». Другими словами — персональные предпочтения избирателей в рамках выбранного списка при голосовании. Давайте приглядимся.

Татьяна Жданок в очередной раз прошла в Европарламент с первого места своего списка, однако статистика говорит о том, что она второй избирательный цикл подряд теряет симпатии, так в 2009 году она получила почти 58 тысяч плюсов, в 2014 только около 24 тысяч, а на прошедших всего 18 тысяч. Количество миинусов в 2019 году почти в два раза больше, чем в 2014.

Андрей Мамыкин пройдя в Евпропарламент от списка Согласия в 2014 году, не прошел с РСЛ в 2019, заняв второе место вслед за Жданок. Напрямую сравнивать количество плюсов в 2014 и 2019 не совсем корректно, так как за Согласие в 2014 году отдали свои голоса 58 тысяч человек, в за РСЛ в 2019 году — 29 тысяч. Если грубо, то в два раза отличается поддержка списков и уровень симпатий в 2014 и 2019 годах, поэтому можем сказать, что симпатии к Мамыкину остались на прежнем уровне.

Это уже четвёртый избирательный цикл для Мирослава Митрофанова, и сам он еще ни разу не избирался в Европарламент, хоть и имеет опыт евродепутата. Персональные показатели Митрофанов явно улучшил, удвоив количество плюсов в 2019 году по сравнению с 2014, при этом сократив минусы.

Нил Ушаков впервые участвовал в европейских выборах, наверное несколько раньше, чем планировал сам. Ожидаемо прошел с первого места, набрав 69 тысяч плюсов.

Прошедший в Евпропарламент от списка Согласия новичок Андрис Америкс набрал 19 тысяч плюсов в условно русском избирательном поле.

Мечте Бориса Цилевича избраться в Европарламент, очевидно, никогда уже не сбыться — второй цикл подряд существенная потеря личных симпатий. На прошедших выборах Цилевич уступил стартовую третью позицию Регине Лочмеле-Луневой, проиграв ей как по плюсам, так и по минусам.

Для наглядности посчитал соотношения плюсов к минусам за последние четыре избирательных цикла у сегодняшних кандидатов от РСЛ:

В подтверждение вышесказанного можно констатировать резкое падение симпатий к Жданок, сохранение симпатий к Мамыкину и рост симпатий к Митрофанову.

Выводы

Успех списка Согласия на прошедших Евпропарламентских выборах обусловлен личным участием в них Нила Ушакова, что помогло пройти и Андрису Америксу. Партия Ушакова без его прежнего влияния остается в кризисе, который пока склонен усугубляться, несмотря на очень хороший результат на евровыборах.

РСЛ в целом после спада результатов в 2014 году колеблется на грани преодоления 5%-ого барьера, свой электорат держит, однако оснований для роста никаких нет. Лидер партии Татьяна Жданок уверенно теряет симпатии сторонников, но все-же опять проходит в Европарламент. Вероятнее всего список РСЛ на евровыборах в 2024 году возглавит… Жданок. Но рассчитывать на прохождение я бы уже не стал.

Tags:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.